Все мы в определенном смысле товар на рынке труда. И сейчас там – большая конкуренция. Чтобы найти не просто работу, но хорошо оплачиваемую и перспективную, нужно постараться и поработать над собой. И, конечно, представить себя в выгодном для работодателя свете. Мы расспросили работодателей, что они ценят в соискателях, а чего избегают в любых ситуациях и случаях. И вот, что у нас получилось, – пять свойств, качеств и навыков, которые у вас никогда не купит работодатель.
1.Долгий опыт в одной компании. Многие соискатели гордятся тем, что 10-15-20 лет проработали на одном предприятии. Еще лет двадцать назад такая преданность работодателю была бы оценена по достоинству. Сейчас ситуация несколько изменилась. Если вы отработали на одном предприятии, в одной должности или с одними и теми же функциональными обязанностями не одно десятилетие, при этом профессионально особо не совершенствуясь – это не плюс, а минус вашей карьеры.
2.Сверхквалифицированность. Обратная первому случаю ситуация – сотрудник приобрел неоценимый опыт, но он не нужен сейчас на рынке. Тогда попытки «вернуться» на должность ниже уровня или переквалифицироваться в другую область чреваты потерей времени и денег. Работодателю проще нанять сотрудника с аналогичным опытом, чем взять сверхквалифицированного специалиста и опасаться, что он вскоре уйдет туда, где его профессиональный опыт будет оценен по достоинству.
3.Пустые амбиции. Часто работодатель пишет, что ему нужны амбициозные люди. Но вот за ничем не подкрепленные амбиции работодатель платить не будет. Если на собеседовании кандидат ради должности, карьерного роста или большой заработной платы готов на все – но только на словах, если он не может ничем подкрепить свою готовность к этой работе – его ждет провал. Работодателю нужны амбициозные профессионалы, имеющие неплохой фундамент для развития своих амбиций, а не пустые мечтатели, стремящиеся задорого продать воздушные замки своих пожеланий.
4.Необоснованные материальные запросы. Все мы стоим определенных денег на рынке труда. Есть один важный нюанс, отличающий профессионала от «аматора». Профессионалы точно знают, сколько стоят их навыки на рынке труда, и оперируют своей ценностью как специалиста, результативностью и эффективностью как параметрами оценки своей заработной платы.
5.Личная гениальность. Есть категория специалистов, считающих себя незаменимыми и гениальными. Иногда это действительно так – у специалиста есть уникальный опыт или личностные характеристики, делающие его более продуктивным или творческим. В ряде случаев у такой гениальности есть другая сторона – с таким гением команде сложно взаимодействовать. Ведь сотрудник знает себе цену и иногда относится к коллегам высокомерно или не хочет/умеет/любит/коммуницировать.
Даже для вакансий, в которые требуется «герой-одиночка», понадобится коммуникация с коллегами – и чтобы понять круг нынешних задач, и чтобы оценить правильность их выполнения. А уж если будущая работа предполагает командное взаимодействие – вашей гениальностью пожертвуют в угоду слаженной командной работе.
Так что готовьтесь подтверждать не только вашу личную эффективность, но и командную работу. Даже если на нынешней работе ваши коллеги по команде частенько бывали «не на высоте», не выпячивайте вашу неповторимость и не втаптывайте коллег в грязь.